Спортивная гимнастика

Термин «Гимнастика» примерно в V веке до н.э. в Древней Греции означал комплекс упражнений для образования, военного искусства и здоровья. Древние Греки считали, что гимнастика придаёт телу ловкость, силу, быстроту, грацию, красоту, а также развивает у человека чувства храбрости и благородства. Греки использовали гимнастические упражнения не только для физического развития, но и для подготовки военных.
В древнем Риме, подготавливая легионеров к бою, использовались специальные кони и тренировали их при помощи специальных балок. В школах гладиаторов гимнастика играла незаменимую роль в улучшении быстроты движений и в повышении выносливости гладиатора. В деле физического воспитания и всестороннего развития молодёжи гуманисты в эпоху Возрождения придавали большое значение гимнастике. В XVI веке выдающийся специалист в области гимнастики И. Меркуриалис издаёт свой труд «Об искусстве гимнастики». Основоположниками практических и теоретических основ в развитии гимнастики являются немецкий педагог Фит (1763-1836) и Ф. Гутс-Мутс (1759-1839). Они дали представления о биомеханике гимнастических движений, разработали и подготовили методику гимнастических движений с предметами.
Положившие основу шведской гимнастики отец и сын П.Линг (1776-1839) и Я.Линг (1820-1886) классифицировали по анатомическим признакам упражнения, ввели в гимнастику новые предметы, разного размера лестницы и бревна.

 

Правила
Программа соревнований по гимнастике

Соревнования по спортивной гимнастике у мужчин проводятся на шести гимнастических снарядах: вольные упражнения, конь-махи, кольца, опорный прыжок, брусья и перекладина, у женщин на четырех снарядах: опорный прыжок, брусья, бревно и вольные упражнения.

Вольные упражнения представляют собой комбинацию из отдельных элементов (кувырки, сальто, шпагаты, стойки на руках и пр.) и их связок, разных по темпу и «настроению».
По ходу выступления спортсмены должны максимально использовать всю площадь ковра. Оценивается сложность программы и отдельных ее элементов, а также чистота и уверенность исполнения. Не менее важна оригинальность представленной композиции и артистизм спортсмена — особенно у женщин, выступления которых проходят под музыкальный аккомпанемент и включают в себя отдельные танцевальные па, чем во многом напоминают упражнения из художественной гимнастики. Время выступления на ковре ограничено: 1 мин 10 сек у мужчин и полторы минуты у женщин.

Упражнения на коне-махи (специальной снаряд с ручками) представляют собой комбинацию маховых и вращательных движений, а также стоек на руках, при выполнении которых должны быть задействованы все части снаряда.

Упражнения на кольцах (подвижный снаряд в виде двух деревянных колец, закрепленных на специальных тросах) представляют собой комбинацию маховых  элементов (подъемы, обороты, выкруты) в сочетании с силовыми  элементами (статичные и динамичные),  демонстрируя физическую силу спортсмена. По правилам, соскок с колец по окончании упражнения должен представлять собой акробатический элемент. Как и при выполнении упражнений на перекладине, занимая исходное положение на кольцах, спортсмен может воспользоваться помощью тренера или ассистента.

Опорный прыжок выполняется с разбега с использованием дополнительной опоры о тела прыжкового коня (отсюда и название упражнения). Спортсмен разбегается по специальной дорожке, отталкивается ногами от мостика, наклонного к линии разбега, а затем производит дополнительный толчок руками от снаряда. Исполняемые прыжки могут быть прямые, сальто, с переворотом и т.д. Для попадания в финальные соревнования гимнаст должен исполнить два различных прыжка, по результатам которых выводится средний балл за выполнение упражнения. Оценивается высота и дальность прыжка, его сложность (число оборотов вокруг продольной и поперечной оси и пр.), чистота исполнения и четкость приземления.

Упражнения на брусьях. Женские упражнения на брусьях включают, прежде всего, обороты в обоих направлениях вокруг верхней и нижней жерди, а также различные технические элементы, исполняемые над и под ними с вращением вокруг продольной и поперечной оси при помощи хвата одной и двумя руками.
Мужские упражнения на брусьях сочетают в себе динамичные (вращения, маховые движения и пр.) и статичные (упоры углом, стойки на руках) элементы. Гимнаст должен использовать всю длину снаряда, «работать» над и под брусьями. Упражнения должны оканчиваться соскоком.

Упражнения на перекладине представляют собой комбинацию из вращательных элементов (в разных направлениях) вокруг перекладины с поворотами и без, а также перелетов (элементов с отпусканием рук). Во время исполнения упражнения спортсмен не имеет права касаться грифа телом. В ходе выступления он должен продемонстрировать различные типы хватов и умение чисто и четко переходить от одного их вида к другому.  Упражнения должны оканчиваться соскоком.

Упражнения на бревне представляют собой единую композицию из динамичных (прыжки, повороты, «пробежки», сальто, танцевальные па и пр.) и статичных (шпагаты, равновесия и т.д.) элементов, исполняемых стоя, сидя и лежа на снаряде. Спортсменки должны использовать всю длину бревна. Судьи оценивают гибкость, чувство равновесия и элегантность гимнасток. Продолжительность выступления — не более 1 минуты 30 секунд.

Судейство и оценка

Выступления гимнастов оцениваются судейской бригадой, «обслуживающей» тот или иной снаряд.

Судьи разбиты на две группы. Двое судей (бригада А) оценивают сложность упражнения, а шесть других судей (бригада В) — технику и качество исполнения по 10-бальной шкале. Для быстрой фиксации технических элементов, продемонстрированных гимнастом в ходе выступления, судьи используют более 1000 специальных письменных знаков — по типу стенографических.
Окончательная оценка складывается из суммы двух оценок бригады А и бригады В.

По правилам, при выполнении упражнений на брусьях, кольцах и перекладине рядом со снарядом для страховки спортсмена может находиться ассистент, но если гимнаст вынужден воспользоваться его помощью, с выступающего автоматически снимается 0,8 балла. Заступ за линию ковра (при выполнении вольных упражнений) или линию на опорном прыжке или несоблюдение временного лимита выступления тоже карается снижением оценки (от 0,1 до 0,5 б.).

Судьи бригады А, оценивающие сложность представленной программы, выставляют общую оценку. Судьи бригады В, следящие за техникой исполнения, выносят оценки независимо друг от друга: лучшая и худшая из них не учитываются, а из оставшихся четырех выводится средний балл.

Во время командных соревнований и при розыгрыше абсолютного первенства оценки, полученные командой или отдельным спортсменом в различных видах программы, суммируются. На их основе выводится итоговая оценка. Гимнаст или команда,  набравшие наибольшее количество очков, объявляются победителями.
В квалификационных соревнованиях чемпионатов мира и Олимпийских игр в командном зачете действует схема «6-5-4». За каждую команду на соревнованиях выступает не более 6 спортсменов, на том или ином снаряде «работают» 5 из них, при этом в зачет идут лишь 4 лучших результата. В финальных соревнованиях действует схема «6-3-3».

В командных соревнованиях, а также при розыгрыше индивидуального первенства (абсолютного и в отдельных видах программы) спортсмену предоставляется лишь одна попытка на каждом снаряде. Исключение составляют опорные прыжки.
Участники соревнований сами определяют «содержание» своих упражнений на том или ином снаряде, но их выступление должно отвечать существующим требованиям относительно типа и сложности используемых технических элементов.
В каждом упражнении выделяют начало, основную часть и окончание (соскок).

Формула соревнований, определение победителя
Крупные международные соревнования по спортивной гимнастике состоят из четырех этапов:
— Квалификационный (или предварительный) этап среди отдельных гимнастов и команд, по результатам которого определяется состав финалистов;
— Командный финал проводится среди 8 сильнейших — по итогам «квалификации» — команд (отдельно среди мужчин и среди женщин);
— Абсолютное первенство в индивидуальном зачете разыгрывается среди 24 лучших спортсменов;
— Первенство в отдельных видах разыгрывают по 8 спортсменов, показавших на предварительном этапе лучшие результаты в тех или иных упражнениях.
На крупных соревнованиях на помосте, как правило, одновременно выступают шесть мужских или четыре женских команды (по количеству снарядов). Завершив выступление в одном виде программы, команда переходит к следующему.
На Олимпийские игры, — в отличие от чемпионата мира, — может попасть ограниченное число участников. Это 12 мужских и 12 женских национальных сборных, показавших лучшие результаты на предшествующем Олимпиаде чемпионате мира. Общее число участвующих в олимпийском турнире по гимнастике в индивидуальном зачете — 98 (и у мужчин, и у женщин). Помимо атлетов 12 лучших сборных в них входят представители стран, занявших на чемпионате места с 13-го и ниже, а также ряд спортсменов, отобранных Международной федерацией гимнастики (ФИЖ) в индивидуальном порядке.
По правилам, в финальных соревнованиях могут участвовать не более 2 представителей от одной страны.

Некоторые другие правила

Есть в современной спортивной гимнастике и некоторые «процедурные» ограничения:
— переход от снаряда к снаряду осуществляется организованно;
— участникам соревнований предоставляется 30 сек на разминку (на брусьях – 50 сек), после чего их вызывают для выполнения упражнения;
— в ходе исполнения программы тренер не имеет права разговаривать с гимнастом;
— во время соревнований участники не имеют права покидать площадку без специального разрешения.
Правилами предусмотрены наказания — отдельных гимнастов и целых команд: за недисциплинированное поведение.

Несоблюдение формы одежды тоже может сказаться на результатах выступления гимнаста. Первое замечание влечет за собой вычет баллов — и вплоть до снятия с соревнований в абсолютном зачете. Во время исполнения упражнений на снарядах допускается использование специальных кожаных накладок для ладоней — во избежание повреждений.